Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется:
во-первых, стратегией современного образования, ориентированного на формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое и алгоритмическое мышление, создание условий для ее самореализации, о чем говорится в Законе РФ «Об образовании».
Во-вторых, задачами школьного математического образования, которое способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, развитию воображения и интуиции, формированию мировоззрения, формированию нравственных черт, воспитанию способности к эстетическому восприятию мира, обогащению запаса историко-научных знаний, а также формированию логического мышления.
Современный период развития образовательных систем связан с глубокими преобразованиями в организации, формах, методах учебно-воспитательной работы в начальной школе. В наибольшей степени актуальность преобразований наблюдается в содержании и способах преподавания учебных дисциплин, каковыми являются русский язык, математика, литературное чтение и др. Это в свою очередь поставило ряд проблем перед начальной школой.
И одной из них является проблема формирования элементов логической и алгоритмической грамотности. Решение этой проблемы обусловлено многими факторами, в том числе и социально-экономическими, требующими подготовки людей, способных эффективно использовать свои знания на практике и перестраивать свою деятельность в соответствии с быстро меняющимися условиями культуры труда. Образованный человек должен уметь четко мыслить, грамотно выражать свои мысли, уметь представить продукт своей деятельности в понятной для других людей форме. Все это непосредственно связано с разработкой научно-обоснованных методик и технологий обучения учащихся начальных классов, направленных на формирование логической и алгоритмической грамотности.
Значительный интерес для нашего исследования представляли идеи культурно-исторической теории C. Выготского, согласно которым ребенок опосредованно присваивает весь культурно-исторический опыт предшествующих поколений. В этой связи необходимо было учесть исторический опыт, который с позиций системы развивающего обучения содержит актуальные научные идеи и является основанием для создания современных систем обучения. Возможность исследования проблемы логической и алгоритмической грамотности обеспечивается наличием ряда фундаментальных работ П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, В.В. Зеньковского, Е.Н. Кабановой-Меллер, J1.H. Ланда, C.J1. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина.
Важное значение для определения основ исследования проблемы формирования элементов логической и алгоритмической грамотности по отдельным дисциплинам в начальной школе имеют взгляды отечественных философов, педагогов и психологов Л.И. Айдаровой, С.П. Баранова, Д.Н. Богоявленского, П.С. Жедек, С.Ф. Жуйкова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, М.С. Соловейчик, JI.A. Тростенцовой, Ю.В. Фоменко. Идеи наглядного представления изучаемого материала научно обоснованы в трудах JI.B. Занкова, JI.M. Зельмановой, Т.Г. Рамзаевой.
Существенной предпосылкой для разработки данной проблемы являлись исследования B.C. Абловой, В.П. Беспалько, B.C. Егориной, А.З. Зака, Р.В. Зарубиной, И.Л. Никольской, А.И. Раева, М.Н. Шардакова. В их работах раскрываются аспекты управления деятельностью учащихся, закономерности формирования логико-алгоритмических знаний и умений учащихся.
Цифровая сфера, в которой будут жить наши дети должна подвергнуть пересмотрению методов обучения и преподавания. То, каким будет будущее у ребенка напрямую зависит от школы. Учащиеся школы должны быть готовыми успешно реализовать себя в обществе и решить эту задачу помогает массовое внедрение информационно коммуникационных технологий в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Требования, предъявляемые в наши дни к начальному образованию и возрастные особенности умственного развития младших школьников, подтверждают актуальность и обоснованность выбранной темы исследования.
Объект исследования - учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – условия формирования элементов логической и алгоритмической грамотности учащихся начальных классов по - средством информационно-коммуникативных технологий в курсе математики
Цель: Определить условия формирования элементов логической и алгоритмической грамотности у младших школьников по - средством информационно-коммуникативных технологий в курсе математики
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования логической алгоритмической грамотности у младших школьников
2. Провести эмпирическое исследование уровня сформированности логической алгоритмической грамотности у младших школьников
3. Разработать комплекс занятий по развитию уровня логической алгоритмической грамотности у младших школьников по - средством информационно-коммуникативных технологий в курсе математики
Гипотеза: уровень логической и алгоритмической грамотности учащихся начальных классов возможно повысить в том случае, если будет построена методика формирования логических и алгоритмических знаний и умений, опирающаяся на специально разработанную систему упражнений, по - средством информационно-коммуникативных технологий в курсе математики
Теоретическая значимость выполненной работы заключается в раскрытии сущности элементов логической и алгоритмической грамотности и обосновании необходимости их введения в процесс обучения учащихся начальных классов общеобразовательной школы; обогащении развивающей среды логико-алгоритмическими знаниями и умениями.
Практическая значимость полученных результатов связана с принципиальной возможностью использования средств информационно-коммуникативных технологий в курсе математики для развития логической и алгоритмической грамотности. Специально организованная и целенаправленная работа по формированию логической и алгоритмической грамотности способствует повышению уровня логико-алгоритмической культуры учащихся начальных классов, обогащает их понятийно-логический аппарат, подготавливает к обучению в базовой школе.
Структура курсовой: Введение, две главы, заключение, список литературы, приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Мышления и его виды
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мещеряков Б.Г. определяет мышление как творческое преобразование субъективных образов в сознании человека. Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Начиная с XVII и вплоть до XX вв. проблемы мышления осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия «готовых систем», неизменные, как бы навечно дарованные человеку Богом или природой познавательные способности противостоят столь же неизменным свойствам объектов. К родовым познавательным способностям относили: созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их образно-чувственное отражение), мышление и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные формы психической активности и соотносить с ними факты созерцания и выводы мысли). Мышлению оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюдении, в опыте, в эксперименте полученных) данных. [6, с.38]
В Толковом словаре Ожегова С.И. мышление определяется как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности.
В литературе специфика мышления традиционно определяется, по крайней мере, тремя структурными характеристиками, которые не обнаруживаются на сенсорно-перцептивном уровне познавательных процессов. Мышление - это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности; специфичность отображения в мышлении, в его обобщенности; мыслительное отображение характеризуется опосредствованностью, что позволяет выйти за рамки непосредственно данного.
Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей. [8, с.97]
Таким образом, мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.
То есть мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.